Ясность

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
Михаил Васильевич Ломоносов

Это третья статья цикла, посвященного методике GROW, дополненной и опробованной нами на форуме лидеров программы «Команда2018». И она – про ресурсы. Про то, как ясно представить себе, что у нас уже есть, а чего пока не хватает.
После того, как мы вместе с участниками прояснили представление о целях на грядущий год, укрепили мотивацию и усилили ответственность за результат их работы, настало время для следующего этапа.

Resources/Ресурсы. Мы решили, что самым эффективным будет использовать традиционную схему SWOT-анализа.

Напомню вкратце ее содержание.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования. Он заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации/проекта и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Вот так это выглядит в табличном виде:

swot

Мы предложили участникам форума сделать SWOT-анализ их региональной команды на настоящий момент. Оценить, какие ресурсы у них уже есть, какие еще стоит привлечь, какие слабые стороны у их группы и какие внешние риски могут им встретиться.

Работа прошла очень динамично. Ребята делали свой SWOT на больших листах флипчарта при помощи разноцветных стикеров. В итоге в комнате оказалось несколько ярких и информативных листов со SWOT-ом. 

Подводные камни и как их обойти. На этом этапе мы не встретились с трудностями и сопротивлениями, но по опыту пользования этого инструмента с другими группами, могу предположить следующие нюансы  Кто-то из пессимистично настроенных участников может предположить, что сильных сторон у них никаких нет вовсе: «мы только начинаем, о нас никто не знает, нет связей, помещения, денег, ничего нет!». Обратная ситуация – «мы герои-молодцы, нам ничто не грозит и слабых сторон у нас нет вовсе!». Оба варианта не очень хороши, так как далеки от реальности. А нам необходимо, чтобы участники здесь с реальностью встретились лицом к лицу. На мой взгляд, в обоих случаях стоит привлекать мнения от участников из других групп. «А что еще видят другие? Какие еще сильные стороны можно обнаружить? Какие возможные риски еще можно учесть?».

Кроме того, тренер может помогать своими вопросами. На прояснение возможностей: «Если бы вы были вхожи в любые двери – какие связи бы вам пригодились? Любая поддержка? Любые площадки, любые СМИ, любые ресурсы? Любая команда, любой бюджет?». На выявление сильных сторон: «Если бы вы могли посмотреть на вашу команду глазами человека, который в вас верит и восхищается вами – что бы он еще увидел?». На обнаружение рисков и слабых сторон: «Представьте, что на вас смотрит скептик, заранее уверенный в вашем провале – какие ваши слабые места он увидит? Где, по его мнению, может провалиться ваш проект?».

SWOT-анализ можно немного усложнить в конце, если показать участникам, как могут части SWOT-а взаимодействовать. Так, например, S-сильные внутренние стороны помогают нейтрализовать T — внешние угрозы, а O – возможности внешней среды могут компенсировать W – слабости внутри команды. Пример: в команде нет человека, способного сделать сайт регионального проекта (W). Но – в возможностях (O) есть хороший рабочий контакт с деканом факультета информационных технологий местного университета. Который может привлечь своих студентов и помочь с изготовлением сайта. Или – слабая известность проекта среди молодежи (T) при наличии в команде (S) очень общительной девушки, которую знает полгорода и которая может рассказать всем о том, какой проект замечательный.

Результат. Участники получают видение (в прямом смысле – наглядное представление) среды, в которой они находятся, ее ресурсов, возможностей, рисков, и оценка собственных сил.

Участники по итогам блока сказали:
- Удивительно, сколько у нас оказывается уже есть
- Мы спустились с небес на землю. Сильных сторон у нас конечно много, но нужно еще кое-что.
- Нам показали ребята из другой команды, какие возможности еще можно привлечь, чтобы наш проект стал еще лучше и сильнее.

Напомню, что это был второй блок общей методики GROW, которую мы опробовали на форуме лидеров программы Команда 2018. Следующий этап – увидеть, какими путями можно прийти к своей цели с учетом своих возможностей. Об этом подробнее – в следующей статье.

Успехов вам и ясности!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Запись опубликована в рубрике Для тренеров с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>